Пятница, 29.03.2024, 11:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • История Studebaker US-6

    Это были машины повышенной проходимости, они не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами… В суровые годы Великой Отечественной автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарных «катюш».

    История появления Studebaker на свете довольна любопытна. В предвоенные годы попытка как то стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии не принесли заметных успехов. И только уже в разгар второй мировой войны, в 1940 году, были определены основные классы машин – 2,5-тонные, трехосные, со всеми ведущими колесами. Производство же их из-за различных бюрократических проволочек развернули лишь год спустя.

    Для военно-морских сил и корпуса морской пехоты автомобили такого типа стала строить фирма «Интернэшнл Харвастер». А самый крупный заказ – оснащения сухопутных войск – достался корпорации General Motors Corporation (сокращенно GMC), которой в те времена частично принадлежала чикагская фирма «Еллоу трак энд коуч». Ей и поручили выпуск трехосок. Производство машин началось с января 1941 года. Они базировались на узлах и агрегатах коммерческих грузовиков General Motors и обозначались как тип СОЕ (сокращение от Cabine over engine – кабина над двигателем).

    В сентябре того же года фирма подписала контракт и на производство грузовиков с обычной компоновкой, то есть с кабиной, расположенной позади двигателя, что, как известно, обеспечивает распределение веса по осям и, следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на автомобили намного превысил производственные возможности фирмы. Пришлось делится с другими. Выбор пал на известную фирму Studebaker.

    Ее основали братья Генри и Клем Студебеккеры, выходцы из голландских поселенцев, еще в середине прошлого века организовали в США производство повозок для армии. Первые опыты с автомобилями фирма начала в 1987 году, а через семь лет наладила их серийное производство.

    В середине 20-х годов фирма входила в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, однако и в 30-е годы она еще не фигурировала в числе поставщиков армии США.

    С началом второй мировой войны положение изменилось. Во французcкую армию была поставлена большая партия трехтонных Studebaker серии К-30. А вскоре последовал заказ и на трехосные машины.

    Эти армейские автомобили US-6, за выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, несколько отличались от машин GM, прозванных «джимми», формой капота и крыльев. И, самое главное, на них установили совершенно другой двигатель – нижнеклапанный Hercules-JXD рабочим объемом 5,24 л вместо верхнеклапанного 4,42-литрового мотора GMC-270. Поэтому было решено основным грузовиком армии США сделать «джимми», а Studebaker, как не вполне стандартные, отправлять в армии союзников.

    В 1943 году к выпуску Studebaker подключилась еще одна фирма – REO, названная так в честь своего основателя, конструктора Р. Е. Олдса.

    Всего за годы войны выпустили свыше 197 тысяч грузовиков типа Studebaker; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли на автопредприятии ЗиС в Москве.

    Семейство грузовиков Studebaker US-6 включало почти полтора десятка модификаций – от U-1 до U-13. Машины U6, U7 и U8 имели не ведущую переднюю ось (колесная формула 6х4), а вот все остальные модели были полноприводными (6х6). Автомобили выпускались как с длинной – 4120 мм, – так и с короткой – 3760 мм – колесной базой. Часть из них оснащались лебедками, на некоторых вместо металлической платформы устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы, цистерны-заправщики и седельные тягачи.

    За время войны фирма Studebaker разработала также два опытных образца специальных низкосилуэтных грузовиков – LD 6х6 и LB 6х6. Интересно, что у последнего для снижения общей высоты сиденье водителя было размещено сбоку рамы. Однако эти машины так и остались экспериментальными.

    В Красной Армии чаще всего применялись длиннобазные Studebaker типа US-6 с цельнометаллическими кабинами. Такая машина в варианте без лебедки с колесной формулой 6х6 весила 4505 кг. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 95 л. с. при 2500 об/мин. Максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе, запас хода составлял 390 км.

    Во фронтовых условиях Studebaker (или, как их еще называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т, по дорогам с твердым покрытием они успешно перевозили до 5 т. Правда, в отличии от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки. Новыми для советских автомобилистов в «студебеккере» били пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем.

    Нельзя не остановится на той особой роли, которую сыграли Studebaker в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные «катюши» БМ-13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗиС-6 (6х4). Позже для этой же цели использовались и другие шасси: легкие танки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные грузовики General Motors, Chevrolet, International и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года взамен десяти разновидностей был принят на вооружение унифицированный образец БМ-13Н (индекс Н означал «нормализованный»). Базой для него выбрали Studebaker. На них монтировали и другие советские реактивные системы залпового огня : 82-мм БМ-8-48, 132-мм БМ13СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало кучность стрельбы) и, наконец, 300-мм БМ-31-12 – самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте «андрюшей». На Курской дуге под Корсунь-шевченковском, в Белоруссии и Польше, под Берлином и Прагой наши воины на «студебеккерах»-ракетоносцах громили ненавистного врага.

    Импортные танки, самолеты, автомобили, в том числе и Studebaker, поступавшие во второй половине войны по ленд-лизу, стали не плохим подспорьем в нашей армии. Но все-таки основную тяжесть боев на советско-германском фронте вынесла отечественная техника. Не нужно забывать главного: воевала не техника сама по себе – с помощью техники воевали героические советские люди, ковавшие в огне боев нашу Великую Победу!

    Автомобили из СШАБесплатный хостинг uCoz